Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов

Дата: 26 июня 2018 в 14:59, Обновлено 18 ноября в 11:56

Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов

Семья – это самый первый институт социализации ребёнка.  Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей. Дисфункциональные семьи – семьи, порождающие неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Таким образом,  дисфункциональные семьи  — это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям, в которых члены семьи имеют между собой теплые, наполненные любовью отношения. Схемы поведения, усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из подобных семей осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор.

В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как “соучастник” (в лучшем смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве. Часто детская психика не оберегается там, где это необходимо, и с особой тщательностью оберегается в тех случаях, когда целесообразней дать ребенку возможность стать полноправным участником тех или иных событий, какой-то деятельности с правом выбора и с формированием своей позиции, своего мнения.

В формировании аддиктивных механизмов огромное влияние оказывает – родительское программирование. Оно формирует сценарий, по которому ребенок перенимает модель поведения и способ взаимодействия со средой.  Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения в алкоголе, то и дети могут унаследовать этот страх и способ защиты – уход от реальности.

Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Созависимыми являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции. Аддиктивным недугом поражена семья в целом. Каждый член семьи играет конкретную роль, помогая злоупотреблению. Воспитывая детей наряду с аддиктом, созависимые передают детям свой стиль, закладывают в детей незащищенность и предрасположенность к аддикции.  Семьи с аддитивными родителями (принимающими алкоголь) продуцируют людей двух типов: аддиктов (алкоголиков) и тех, кто заботится об аддиктах.  Такое семейное воспитание формирует у ребенка сценарий, который выражается в том, что дети из этих семей становятся аддиктами (алкоголиками), женятся на определенных людях, которые заботятся о них или женятся на аддиктах (алкоголиках), становятся теми, кто о них заботится.

Выше отмечалось, что очень часто алкоголизм и прочие аддиктивные проблемы становятся семейной традицией. Более пятидесяти процентов сегодняшних алкоголиков являются детьми алкоголиков, кроме того, у миллионов людей имеются иные серьёзные проблемы.

Дети, растущие в семье алкоголика, часто убеждены, что они не обладают ресурсами или методами для уменьшения пьянок или драк своего родителя. Эта ощущаемая потеря чувства контроля может перейти в другие аспекты жизни, включая учёбу в школе. Более того, это чувство беспомощности может проникнуть во все аспекты их жизни.

Если перед нами несовершеннолетний, ставший на путь аддиктвного поведения, то необходимо рассматривать не только его как клиента, но и всю его семейную систему (семью) и нельзя сбрасывать со счетов их участие в его аддикции. Профилактика аддиктивных реализаций это прежде всего коррекция воспитания в семье, понимание и осознование проблемы родителями. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.