Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации "Закрепление правильной речи в повседневной жизни"

Дата: 19 марта 2020 в 12:46, Обновлено 16 мая 2024 в 08:13

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором  у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушаются   все компоненты речевой деятельности.

 Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Эти особенности  не позволяют детям усвоить в полном объёме те  знания  и умения, которым их обучают  в детском саду. Это диктует необходимость закрепления полученных знаний, умений и навыков в домашних условиях. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи без активного участия родителей.

Многолетний опыт работы учителей-дефектологов с детьми, имеющими нарушения речи,   показал, что современные родители не всегда имеют представление о том, как общаться с ребенком, о чём с ними можно говорить, в какие игры играть, что вообще   дошкольник   должен знать и уметь.

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени  заинтересованности и участия родителей в  исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной жизни.

Что может входить в домашние задания:                                                                  

1. Задание на развитие артикуляционной моторики.

2. Задание на развитие мелкой моторики.

3. Задание на развитие направленной воздушной струи.

4. Задание на автоматизацию поставленного звука.

Основные правила работы при выполнении домашних заданий

учителя-дефектолога

1. Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник.

2. Выполнять задания ребёнок должен вместе с родителями. Родители читают задания, обсуждают их с ребёнком.

3. Задания выполнять нужно регулярно!

4. Выполнять  артикуляционную  гимнастику,  задания  на  автоматизацию  звуков  нужно ежедневно!

5. Задания по лексическим темам и звукопроизношению не следует выполнять все в один день. Не перегружайте ребёнка. Сегодня разберите 2-4 задания, 2-4 задания на следующий день.

6. Все  ответы  детей  записывает  взрослый  шариковой  ручкой. Записываем  так,  как ребёнок  говорит. Это нужно для того, чтобы вы научились слышать речь ребёнка и поправлять его при необходимости. Записи помогают отследить то, как исправляется речь ребёнка со временем.

7. Разукрашивают,  штрихуют  рисунки,  вырезают  и  приклеивают  буквы дети,  а  не взрослые. Развиваем руку ребёнка!

8. В  тетради  (в  папке)  ребёнок  работает только карандашами. Карандаш должен быть шестигранный.  Штриховка,  прописывание  букв,  повторение  рисунка  по  клеточкам выполняется  простым  карандашом.  Цветными  карандашами  ребёнок  раскрашивает рисунки, звуковые схемы слов.

9. Не нужно копировать задания и заставлять ребёнка предварительно прописывать их в «черновике». Просто будьте рядом и напоминайте, чтобы ребёнок при штриховке не выходил за контур, соблюдал  промежутки  между  полосками,  раскрашивал  аккуратно,  и  т.  д.  Не  забывайте хвалить! – «Сегодня у тебя получилось лучше, аккуратнее, чем вчера! Завтра будет ещё лучше!»

10. Не сравнивайте  достижения ребёнка с успехами других детей. Сравнивайте ребёнка только с самим собой (тем, как он выполнил задание вчера и, возможно выполнит завтра – «ещё лучше», «так же хорошо», «завтра ты постараешься, и у тебя получится лучше»).

11. Если какое-то задание (речевое) ребёнку даётся с трудом, проговорите его ещё раз; повторите на следующий день.

12. Ребёнка следует заранее подготовить к занятиям. Нельзя резко отрывать его от интересной игры либо какого-то дела. Лучше   сказать: «Поиграй ещё 10 – 20 минут, а потом мы будем заниматься», по истечении времени предупредить: «Время заканчивается, пора собирать игрушки». Или заранее познакомить с планом на вечер «Сейчас мы погуляем, потом придём домой выполним два задания, после ты немножко поиграешь».

13. Лучше если занятия с ребёнком будут проходить в одно и то же время в специально отведённом месте.

14. Показывайте ребёнку, что вы цените его успехи, отмечаете его достижения!

Пример домашнего задания по лексической теме «Фрукты».

1. Рассмотреть фрукты, во время  экскурсии в магазин, на рынок, дома. Знать, что

фрукты растут в саду на деревьях. Уметь называть и показывать фрукты: яблоко, грушу,  виноград, апельсин, лимон, персик, сливу. Из фруктов варят компот, делают сок.

Развивать осязание (предложите ребёнку закрыть глаза и на ощупь угадывать  фрукты); обоняние (разрежьте фрукты, понюхайте как они пахнут, предложите ребёнку

закрыть глаза и по запаху узнать фрукт); вкусовые качества (разрежьте  фрукты на маленькие кусочки и предложите ребёнку с закрытыми глазами узнать фрукт по вкусу).

Приготовьте вместе с ребёнком фруктовый салат, сварите компот. Закрепить обобщающее слово «фрукты» (Яблоко, груша, лимон – назови одним словом что это).

2. Какого цвета бывают фрукты. Раскрась картинки цветными карандашами. Сравни фрукты по размеру. Крупные фрукты соедини линией с большим кружочком, средние со средним, мелкие с маленьким.

3. «Какой, какая?» – согласование существительных с прилагательными  (цвет , размер, форма, вкус).

Яблоко красное, жёлтое, зелёное, крупное, среднее, круглое, сладкое, кислое.

Груша – …

Слива –  …

Виноград – …

Персик – …

Апельсин  –…

Лимон – …

4. Игра «Какой сок?» – образование относительных прилагательных.

Из яблок – яблочный.                                                                         

Из апельсинов – …

Из персиков – …

Из винограда – …

5. Игра «Жадина» – согласование существительных с притяжательными местоимениями  мой, моё, моя.

Яблоко –  яблоко моё.

Слива – …

Персик – …

Груша – …

Лимон – …

Апельсин – …

Виноград – …

Банан – …

6. Заштрихуй по образцу фрукты – простым  или цветным карандашом  (красным, жёлтым или зелёным).

7. Игра «Один – несколько – много». Образование

множественного числа существительных. Для выполнения этого задания лучше нарисовать или подобрать картинки. Задавайте ребёнку вопросы:

      Что это?                            Что это?                                 Много чего?

                                          Груша – груши – много груш.

Лимон – …

Яблоко – …

Слива – …

Апельсин – …

Персик – …

Учитель-дефектолог Калинина Н.Н.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.