Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Страничка педагога-психолога

Дата: 8 июня 2018 в 16:10, Обновлено 16 мая 2024 в 10:49

Консультация «Поощрение и наказание»

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях.

Как правильно поощрять ребенка:

1Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.

Если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты настоящей художницей растешь!» – ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!»

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Примерами «вредных» похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу – ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи.  Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» – подразумевают, что  ребенок сделал что-то несвойственное и необычное. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам.

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Поощрение должно быть в какой-то степени эквивалентно значимости поступков ребенка. Не стоит бежать в магазин за дорогой игрушкой только потому, что малыш в течение дня ни разу не закапризничал и выполнял все просьбы родителей. Достаточно будет вечером похвалить его за примерное поведение и, возможно, поощрить сладостями или еще какой-нибудь мелочью. В то же время, если вашего сына или вашу дочь постоянно отмечает воспитатель в детском саду либо учитель в школе, ставит в пример другим детям, обязательно нужно периодически поддерживать желание ребенка быть «лучшим» какими-то подарками, пусть даже небольшими.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…»  Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды.

8. Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания. Если ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

НАКАЗАНИЕ

Наказание  – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его –  сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, советуем руководствоваться некоторыми правилами.

  1. Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  2. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
  3. Наказывать нужно сразу после плохого поступка. Ребенок быстро забывает, за что вы его собирались наказать, и будет считать ваши действия просто несправедливыми.
  4. Наказывайте соразмерно проступку. Если любое наказание будет жестоким, то это может привести к психологическим проблемам в дальнейшем, а если очень мягким, то ребенок даже не обратит на это внимания.
  5. Обещанное наказание должно быть реально осуществимым. Когда вы обещаете, что за непослушание может забрать Бабайка, а в итоге этого не происходит, то ребенок вскоре перестанет вам верить.
  6. Объясняйте причину наказания. Тогда ребенок поймет, что был не прав и не будет на вас обижаться.
  7. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.
  8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
  9. Ребенка не желательно наказывать:

– когда он болеет;

– перед сном и сразу после сна;

– во время еды;

– во время работы и игры;

– непосредственно после душевной или физической травмы;

– когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

– когда вы сами находитесь в плохом настроении.

  1.  Не срывайтесь на детях только потому что вам испортили настроение.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.