Консультация «Поощрение и наказание»
Поощрение – один из методов корректировки детского поведения. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях.
Как правильно поощрять ребенка:
1. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.
Если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.
А если, допустим, вы хотите похвалить за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты настоящей художницей растешь!» – ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!»
2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Примерами «вредных» похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу – ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят.
3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» – подразумевают, что ребенок сделал что-то несвойственное и необычное. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?
4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам.
5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
6. Поощрение должно быть в какой-то степени эквивалентно значимости поступков ребенка. Не стоит бежать в магазин за дорогой игрушкой только потому, что малыш в течение дня ни разу не закапризничал и выполнял все просьбы родителей. Достаточно будет вечером похвалить его за примерное поведение и, возможно, поощрить сладостями или еще какой-нибудь мелочью. В то же время, если вашего сына или вашу дочь постоянно отмечает воспитатель в детском саду либо учитель в школе, ставит в пример другим детям, обязательно нужно периодически поддерживать желание ребенка быть «лучшим» какими-то подарками, пусть даже небольшими.
7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды.
8. Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания. Если ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
НАКАЗАНИЕ
Наказание – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его – сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.
Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, советуем руководствоваться некоторыми правилами.
- Наказание никогда не должно вредить здоровью.
- За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
- Наказывать нужно сразу после плохого поступка. Ребенок быстро забывает, за что вы его собирались наказать, и будет считать ваши действия просто несправедливыми.
- Наказывайте соразмерно проступку. Если любое наказание будет жестоким, то это может привести к психологическим проблемам в дальнейшем, а если очень мягким, то ребенок даже не обратит на это внимания.
- Обещанное наказание должно быть реально осуществимым. Когда вы обещаете, что за непослушание может забрать Бабайка, а в итоге этого не происходит, то ребенок вскоре перестанет вам верить.
- Объясняйте причину наказания. Тогда ребенок поймет, что был не прав и не будет на вас обижаться.
- Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.
- Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
- Ребенка не желательно наказывать:
– когда он болеет;
– перед сном и сразу после сна;
– во время еды;
– во время работы и игры;
– непосредственно после душевной или физической травмы;
– когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
– когда вы сами находитесь в плохом настроении.
- Не срывайтесь на детях только потому что вам испортили настроение.