Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Правила поведения родителей в процессе общения с детьми

Дата: 14 октября 2020 в 12:42

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ    В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ  С ДЕТЬМИ         

1. Дайте понять ребенку, что вы его принимаете та­ким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выраже­ния: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеем­ся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интона­ция, громкость голоса несут ребенку сообщение о его само­ценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую са­мооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успе­хам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые гово­рят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарай­тесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В боль­шинстве случаев вам придется садиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербаль­ному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы катего­рично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее искусство вос­питания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.

5. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребен­ка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правиль­ное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Са­шенька, сын, сынок...»

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклица­ниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, ко­торые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Сказав: «Дурачок ты мой» – исправьтесь: «В тебе все прекрасно», сказав: «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!», исправьтесь: «Какое счастье, что ты у нас есть»; сказав: «Бог накажет тебя», – исправьтесь: «Бог любит тебя!»; вместо фразы: «Думай только о себе, не жалей нико­го», скажите: «Сколько отдашь — столько и получишь».

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голо­са в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь со­ветоваться с ним, а не принимайте решение только сами, на­пример, вместо фразы: «Не твоего ума дело...» — скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мне­ние всем интересно».

9.   Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине ее своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой...»

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным  прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12.  Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей:

– постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите его (том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания;

– оценивайте не личность ребенка, а действие, которое oн совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты, негодяй, опять разбил чашку!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сын, ты раз бил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки». А чтобы этого не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, чашка разбилась по тому, что ты ее неправильно держал»;

– дайте понять ребенку, что независимо от проступка, вы к нему относитесь положительно. Например: «Сынок, я тебя по-прежнему люблю, но сейчас ты поступил некрасиво»;

не сравнивайте ребенка с другими детьми, например: «Сы­нок, посмотри, какой Миша молодец, он всегда...»

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые на­долго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят{а)...», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете из­менившиеся ситуации воспитания и уровень развития ре­бенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать де­тей).

15. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала по­слушай, что говорят другие, а потом говори сам». Исполь­зуйте в этом случае пословицу: «Слово — серебро, молча­ние– золото»;

– если ребенок забывает говорить речевые этикетные фор­мулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвен­но напомните ему об этом, например: «На мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное», сравните: «Сынок, поздо­ровайся с тетей»;

для развития умения устанавливать контакт с собеседни­ком предложите детям игровую ситуацию: «Давайте гово­рить друг другу комплименты»;

для развития у детей умения общаться без слов предложи­те им игры «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками». Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;

для развития умения понимать настроение и чувства дру­гого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из род­ственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное.) Да­вай придумаем, как ее можно развеселить». Предложите детям игры «На что похоже настроение?», «Нарисуй свой страх и победи его»;

– для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка — это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого?

Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы.

Кто из героев больше всего понравился?

На кого хочется быть похожим?

Кого из друзей напоминает персонаж?

Как бы ты поступил на месте героя?

Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?

Как ты это сделаешь?

Кто самый добрый? Почему?

          Предложите детям сочинить сказку:

а)  «сказка по-новому» (так как привычные, любимые обра­зы — герои сказок формируют у детей стереотипы, то по­лезно их ломать). Этот метод представляет собой следую­щее: за основу берется старая сказка, но детям предлага­ется наделить героев противоположными качествами — «лиса становится послушной; заяц хитрым...»;

б) «салат из сказок». Соединяются несколько сказок в одну; Кашей встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками. Вариантов пере­плетений может быть множество, главное — не забывать о первых героях;

в)  «сказка — калька». Это такие условия, при которых глав­ные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства — фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают на летающей тарелке; Золушка живет в девяти­этажном доме»);

г) продолжи сказку: придумай ей конец («если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не побе­дил Кащея; если бы Аленушка не смогла спасти своего братца).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.